История завода

Исторические даты

  • 1856 год – основан «Балтийский литейный, механический, и строительный завод Карра и Макферсона»
  • 1861 год – спущен на воду первый русский железный военный корабль – броненосная канонерская лодка «Опыт»
  • 1867 год – спущен на воду броненосный корабль «Адмирал Лазарев» - первый российский металлический корабль водоизмещением более 1500 т
  • 1876 год – на заводе открыта ремесленная школа, готовившая специалистов-судостроителей
  • 1890 год – спущена на воду императорская яхта «Полярная звезда»
  • 1895 год – завод приступил к производству судовых электродвигателей
  • 1900 год – территория завода составила 17 гектаров, на которых стояло 54 здания
  • 1906 год – численность работников завода достигла 8000 человек
  • 1925 год - спущен на воду первый советский лесовоз
  • 1925 год - построен первый в России тепловоз системы профессора Геккеля
  • 1929 год - освоено строительство дизелей для энергетических установок судов мощностью 2400 л.с.
  • 1934 год - произведен ремонт ледокола «Красин» для участия в экспедиции по спасению челюскинцев
  • 1934 год - завод за 10 дней произвел ремонт ледокола «Ермак» для участия в спасении экспедиции Папанина
  • 1937 год - спущен на воду ледокол «И.Сталин», который в 1938 году достиг в активном арктическом плавании 83-й параллели
  • 1938 год - сдан военно-морскому флоту СССР крейсер «Киров»
  • 1938 год - из бюро подводного плавания завода создано ЦКБ-18, впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин»
  • 1940 год - завод награжден орденом Ленина за заслуги в деле укрепления обороноспособности СССР
  • 1946 год - на базе котлостроительного производства Балтийского завода возникло Специальное конструкторское бюро котлостроения
  • 1972 год - спущен на воду атомный ледокол «Арктика», который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса
  • 1980 год - передан военно-морскому флоту СССР первый тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Киров» («Адмирал Ушаков»)
  • 1985 год - завод награжден орденом Ленина за большие заслуги в создании и производстве новой техники
  • 1987 год - передан заказчику плавучий командно-измерительный комплекс проекта 1941 «Урал». Самый крупный отечественный корабль с атомной энергетической установкой
  • 1998 год - сдан ВМФ России тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 1144 «Петр Великий
  • 2003 год - запущен в промышленную эксплуатацию современны корпусообрабатывающий цех
  • 2004 год - завершен крупнейший экспортный контракт в области надводного кораблестроения - 3 фрегата проекта 11356 для ВМС Индии
  • 2004 год - заключен контракт с ФГУП «Росмопорт» на строительство дизель-электрических ледоколов
  • 2007 год – ОАО «Балтийский завод» передал заказчику самый большой в мире атомный ледокол «50 лет Победы»
  • 2008-2009 года – переданы заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург»
  • 2012 год – подписан договор на строительство плавучих частей корпусов для Российских кораблей ДВКД-1 и ДВКД-2.
  • 5 ноября 2013 год – закладка головного Универсального Атомного Ледокола "Арктика" проекта 22220.
  • 16 июня 2016 года - спуск ГУАЛ "Арктика".
  • 26 мая 2015 года - закладка первого серийного атомного ледокола "Сибирь" проекта 22220. Спуск состоялся 22 сентября 2017 года.
  • 25 июля 2016 года - закладка второго серийного атомного ледокола "Урал" проекта 22220. Спуск состоялся 25 мая 2019 года.
  • 30 июня 2019 года - подписан акт приема-передачи ПЭБ "Академик Ломоносов" заказчику - АО "Концерн Росэнергоатом".

Флагман отечественного кораблестроения


Середина XIX века была одним из переломных моментов в жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-1856 гг.) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения.

На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера-судостроителя Марк Львовича Макферсона. Со дня своего основания 26 мая (13 мая по ст. стилю) 1856 года Балтийский завод осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.

Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а также паровых машин и других судовых механизмов. За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению - подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год). Броненосная канонерская лодка «Опыт», построенная в 1862 году стала первым отечественным металлическим кораблем.

Панорама Балтийского завода в 70-х годах XIX века

В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны «Адмирал Лазарев», который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия.

Спуск эскадренного броненосца «Победа», 11 мая 1900 г.

В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с.

Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа «Победа», броненосцы) и подводных лодок типа «Барс», «Морж», ничем не уступающим лучшим зарубежным образцам. Подводная лодка "Минога"стала первой российской субмариной, оснащенной дизельной силовой установкой с реверсивным устройством.  Из отдела подводного плавания (1900 г.) Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ «Рубин» (1938 г.).

В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли «Петропавловск» («Марат») и «Севастополь» («Парижская коммуна») - первые российские дредноуты, на которых была применена улучшенная система бронирования. 

В 1920-е годы завод одним из первых в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.

В 1930-е годы рабочие Балтийского завода построили знаменитые торпедные дизель-электрические подводные лодки I  серии типа "Декабрист". 



До и после войны


Тральщики проекта 253Л у достроечной набережной завода, 1944-45гг.

В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни. Половина 15-тысячного коллектива завода ушла на фронт, только около 6000 балтийцев вернулись с войны…

После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеров, рефрижераторов, сухогрузов, химовозов, ледоколов для Заполярья, научно-исследовательские суда.

В 1950-е годы на заводе велось строительство 19 серийных подводных лодок проекта 613, принесших международный успех советскому кораблестроению.

Важным этапом в развитии предприятия в 60-е годы стало строительство серийных танкеров типа «Пекин» (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа «София» (62 тыс. т.).

С 1967 по 1971 велось строительство уникальных научно-исследовательских судов "Космонавт Владимир Комаров" и "Космонавт Юрий Гагарин".

 



Второе поколение атомоходов


С 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя «Арктика», который в 1977 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол «Россия», который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. В 2007 году завершено строительство атомного ледокола «50 лет Победы». Этот атомоход сегодня - самый большой в мире ледокол, его водоизмещение составляет 20 тысяч тонн, а конструкция насчитывает 14 палуб.

Атомный ледокол «Арктика» - первый покоритель Северного полюса

В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 («Орлан»): «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов». Последний корабль этой серии «Петр Великий», построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.

В 1988 году был построен первый и единственный в мире атомный научный комплекс космической связи ССВ-33 "Урал". 

В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для военно-морских сил Индии.



Наше время


В 2008 и 2009 годах Балтийский завод передал заказчику два дизель-электрических ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург». Эти суда стали первыми дизель-электрическими ледоколами, построенными в России за последние 30 лет.

В 2009 году завод приступил к стапельной сборке плавучего энергоблока «Академик Ломоносов» для первой в мире плавучей атомной электростанции. Этот проект, как и многая другая продукция Балтийского завода, не имеет аналогов в мире. Сегодня «Академик Ломоносов» введен в эксплуатацию в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС)  в городе Певек Чукотского АО и обеспечивает передачу электроэнергии в энергосети «Чукотэнерго» и тепла в теплосети города. 

Кроме того, на стапелях Балтийского завода строятся и другие уникальные суда. 

На достроечной набережной завода ведется строительство самых больших и самых мощных с мире атомных ледоколов проекта 22220 мощностью 60 МВт. "Арктика", "Сибирь" и "Урал". 

В 2019 году завод получил заказ на строительство еще двух серийных ледоколов проекта 22220.

Всего за 160-летнюю историю предприятия здесь построено около 600 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов

Выход ГУАЛ Арктика на ходовые испытания    Головной атомный ледокол "Арктика" на первом этапе ходовых испытаний, декабрь 2019 года.

   

© АО «Балтийский завод»
199106, Санкт-Петербург
Ул. Косая линия, дом 16
Тел. 8 (812) 324-94-35
Факс: 8 (812) 327-71-90
E-mail: zavod@bz.ru
Сайт: www.bz.ru