Судовые колокола - рында
АО «Балтийский завод» изготавливает колокола судовые по ГОСТ 8117 трех типоразмеров с диаметром среза юбки 205, 325 и 400 мм.
Конструкция колокола судового включает в себя:
а) корпус (1);
б) ушко (2);
в) стержень (3);
г) боек (4);
д) рында-булинь (5).
Конструкция колокола судового
Допускается изготавливать язык колокола судового (стержень и боек) другой конструкции.
Корпус колокола судового изготавливают из латуни ЛЦ16К4 по ГОСТ 17711 (допускается колокольная бронза по ГОСТ 8117); ушко, стержень, боек – из стали Ст3сп по ГОСТ 380; рынду-булинь – из каната ПАТ 16 (50) мм 158 ктекс по ГОСТ 30055.
Наружная поверхность колокола полируется. Трещины и шлаковые включения на поверхности колокола не допускаются.
На наружной поверхности колокола могут быть выполнены надписи методом, гравировки.
Ры́нда
— устоявшееся в русском языке название
судового
колокола
.
Причём термин «судовой (корабельный) колокол» является
более точным, а рында, строго говоря, — звон судового колокола в
полдень
: по три удара сряду
.
В рынду бьют каждые полчаса для обозначения времени (бьют
склянки
полчаса — полсклянки, час — склянка), также для извещения о пожарной
тревоге и для подачи сигналов при
тумане
. Восемь ударов в рынду (четыре
склянки
) обозначают
полдень
. Обычно рынды устанавливаются на всех современных
кораблях
и
судах
.