Подшипники валопровода
Подшипник валопровода - элемент судового валопровода, устанавливаемый на судовом фундаменте или встроенный в дейдвудное устройство и кронштейн, предназначенный для восприятия нагрузки, возникающей при монтаже и работе валопровода.
Промежуточные валы опираются на опорные подшипники. Число их зависит от длины валопровода. Обычно каждый вал опирается на два подшипника.
Гребной вал опирается на подшипник дейдвудного устройства. Последнее является не только опорой гребного вала, но и служит для предотвращения проникновения воды в корпус судна. На крупных судах внешний конец гребного вала (за дейдвудным устройством) опирается на подшипник кронштейна.
Опорный подшипник - подшипник, предназначенный для восприятия поперечных нагрузок.
Упорный подшипник - подшипник, предназначенный для передачи осевого усилия создаваемого движителем, корпусу судна.
Упорные подшипники:
а — скольжения; б — качения
1 – упорный вал
2 - приливы для опорных вкладышей
3 – крышка
4 – гребень
5 – упорные сегменты
6 - скобы
7 – корпус
8 - змеевик
9 – закаленные центры
Упорными могут быть подшипники скольжения и качения. Упорный одногребенчатый подшипник (рис. а) состоит из корпуса 7 и крышки 3. По концам подшипник имеет приливы 2 для опорных вкладышей, воспринимающих радиальные нагрузки упорного вала 1. Вместе с валом 1 откован гребень 4, который воспринимает упор винта и передает его через сегменты 5 скобам 6, вставленным в корпус подшипника и зафиксированным от проворачивания. Упорные сегменты 5 со стороны гребня имеют баббитовую наплавку и упираются в скобы через закаленные центры 9 (рис. б). Нижняя часть подшипника образует масляную ванну. Масло в ванне охлаждается водой, прокачиваемой по змеевику 8.
Для дейдвудных и кронштейновых устройств АО «Балтийский завод»
изготавливает подшипники, как целиковые так и разрезные, с установкой
вкладышей ТОРДОН, резинометаллических планок и др.