Проекты
Сегодня одним из важнейших направлений деятельности стало атомное надводное гражданское судостроение. Балтийский завод обладает уникальными компетенциями и всеми необходимыми лицензиями для строительства надводных судов с ядерными энергетическими установками. Именно здесь были построены все действующие российские атомные ледоколы, оснащенные судовыми реакторами КЛТ-40 и его модификациями, а также атомные крейсеры.
Балтийский завод выпускает широкий спектр изделий судовой энергетики и машиностроения, как для оснащения кораблей и судов собственной постройки, так и для поставок другим судостроительным предприятиям. В машиностроительной номенклатуре завода есть теплообменное оборудование для атомных станций, пусковые установки, оснащение для судового машиностроения: гребные винты фиксируемого и регулируемого шага с полным циклом изготовления, валы для кораблей и судов всех классов, дейдвудные и рулевые устройства, упорные валы и многое другое. Также завод оснащен полноценным производством цветного, стального и чугунного литья.
На производственных площадках Балтийского завода ведется строительство универсальных атомных ледоколов «Арктика», «Сибирь» и «Урал» проекта 22220, которые станут самыми большими и самыми мощными ледоколами в мире. В 2020 году начнется строительство еще двух атомоходов проекта 22220. Суда строятся по заказу с ФГУП «Росатомфлот» на класс Российского морского регистра судоходства (РС).
Универсальные атомные ледоколы проекта 22220
На достроечной набережной Балтийского завода идет строительство трех атомных ледоколов проекта 22220 мощность 60 МВт: «Арктика», «Сибирь» и «Урал».
Головной универсальный атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 был заложен на стапеле «А» 5 ноября 2013 года. Торжественный спуск на воду состоялся 16 июня 2016 года, крестной матерью атомохода стала председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ Валентина Матвиенко.
Первый серийный атомный ледокол «Сибирь» был заложен 26 мая 2015 года, спущен на воду 22 сентября 2017 года, его крестной матерью стала Председатель Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Голикова.
Второй серийный атомоход «Урал» был заложен 25 июля 2016 года. Спуск на воду состоялся 25 мая 2019 года, крестной матерью стала Председатель Центрального банка Российской Федерации Эльвира Набиуллина.
Атомные ледоколы проекта 22220 имеют двухреакторную энергетическую установку с основным источником пара от реакторной установки РИТМ-200 мощностью 175 МВт.
Технический проект атомоходов разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция судна позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек.
Основные характеристики:
- Длина - 173,3 м,
- Длина по КВЛ - 160 м.
- Ширина - 34 м.
- Ширина по КВЛ- 33 м.
- Высота борта на миделе до ВП - 15,2 м.
- Осадка по конструктивной ватерлинии - 10,5 м,
- Минимальная рабочая осадка - 8,55 м.
- Водоизмещение - 33,54 тыс. тонн.
- Назначенный срок службы - 40 лет;
- Заказчик: Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»
- Экипаж универсального атомного ледокола -52 человека
Назначение:
Универсальные атомные ледоколы предназначены для:
- самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики;
- ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы;
- буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
- оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде.
- предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.
Конструкции корпуса, механизмов, оборудования и систем ледокола удовлетворяют требованиям «Международной Конвенции по предотвращению загрязнения с судов» (МАРПОЛ 73/78) изд. 2000 г. с поправками (бюл. № 4-9, 2005 г.), а также требованиям РД 31.04.21-84 «Суда морские. Предотвращение загрязнения Северного морского пути сточными водами и мусором.
Универсальный дизель-электрический ледокол мощностью 25 мвт
«Виктор Черномырдин»
Дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» спущен на воду 30 декабря 2016 года.
В октябре 2019 года ледокол успешно завершил ходовые испытания.
Ледокол «Виктор Черномырдин» станет самым большим и самым мощным неатомным ледоколом в мире. Он предназначен как для самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях сибирских рек, так и для работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Северного морского пути.
Противообледенительная установка обеспечивает подачу сжатого воздуха вдоль борта судна, что исключает обмерзание (облипание) корпуса и снижает коэффициент трения при его взаимодействии со льдом и др. Это существенно повышает ледопроходимость корабля и, соответственно, скорость проводки судов.
Основные характеристики:
- Водоизмещение 22258 т
- Длина максимальная 146.8 м
- Длина между перпендикулярами 132.8 м
- Ширина 29.0 м
- Осадка наименьшая 8.5 м
- Осадка наибольшая 9.5 м
- Мощность силовой установки 25 МВт
- Скорость около 17 узлов
- Автономность 60 суток
- Ледопроходимость 2 м
- Экипаж 38 чел.
- Спецперсонал 90 чел.
- Государственный заказчик: ФГУП «Росморпорт»
Назначение судна:
- ЛК-25 может самостоятельно проводить караваны или работать в связке с атомным ледоколом-лидером;
- оказывает помощь судам и выполняет аварийно-спасательные работы в ледовых условиях и на чистой воде, совершает экспедиционных рейсов;
- выполняет функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, буровых и нефтедобывающих платформах;
- обеспечивает выполнение подводно-технических работ с использованием судового водолазного комплекса в контейнерном исполнении, возможность размещения которого на судне предусмотрена, в районах установки буровых и нефтедобывающих платформ и прокладки подводных трубопроводов;
- исследование морского дна, проведение поисково-спасательных операций с использованием специальных комплексов, установленных на судне;
Судно проектируется и строится на класс Российского Морского Регистра судоходства КМ Icebreaker8 [2] АUT1-IСS OMBO DYNPOS-2 FF2WS EPP HELIDECK-H ANTI-ICE WINTERIZATION (-40) ECO-S Special Purpose Ship.
Плавучий энергетический блок «Академик Ломоносов»
Плавучий энергоблок (ПЭБ) проекта 20870 с реакторными установками КЛТ-40С предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. ПЭБ предназначен для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Головной ПЭБ «Академик Ломоносов» был построен для плавучей атомной теплоэлектростанции в г. Певек Чукотского автономного округа.
Прежде всего, ПЭБ – это уникальный и первый в мире проект мобильного транспортабельного энергоблока малой мощности. Его основная цель — обеспечить энергией крупные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море.
Строительство ПЭБ «Академик Ломоносов» завершилось 28 июня 2019 года подписанием приемного акта, согласно которому судно в полном объеме прошло все испытания, предусмотренные техническим проектом, и успешно подтвердило свои спецификационные характеристики. В соответствии с приёмным актом плавучий энергоблок может быть допущен к полноценной эксплуатации.
30 июня был подписан акт приема-передачи ПЭБ «Академик Ломоносов» заказчику - АО «Концерн Росэнергоатом».
В сентябре 2019 года Энергоблок прибыл на место постоянного базирования в город Певек Чукотского автономного округа.
Все работы по строительству плавучего энергоблока (ПЭБ), осуществляемые на Балтийском заводе, организованы в соответствии с Федеральными нормами и правилами в области ядерной и радиационной безопасности и при строжайшем соблюдении всех необходимых мер безопасности под контролем надзорных органов федеральной власти (Ростехнадзор, Прокуратура, ФСБ).
АО «Балтийский завод» обладает всеми необходимыми компетенциями, разрешениями и лицензиями, подтверждающими готовность к осуществлению деятельности в сфере атомного судостроения, прежде всего это:
- Государственная лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ (Ростехнадзор) № ГН-02-102-2624 от 30.05.2012 г. на сооружение ядерной установки плавучего энергоблока проекта 20870 с ядерными реакторами КЛТ-40С.
- Разрешение на право строительства атомных объектов и проведение заключительных этапов строительства ПЭБ, утвержденное правительством г. Санкт-Петербург (№ 07-114/9043);
- Санитарно-эпидемиологическое заключение межрегионального управления №122 ФМБА о соответствии предприятия правилам радиационной безопасности.
Характеристики:
- Водоизмещение 21,5 тыс. тонн,
- Команда 69 человек.
- ПЭБ не оборудован собственными двигателями, поэтому для его транспортировки необходим буксир.
- Станция оснащена двумя модифицированными двигателями KLT-40, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 тыс. человек.
- ПАТЭС может использоваться в качестве опреснителя, вырабатывая до 240 тыс. кубометров воды ежедневно.
- Назначенный срок службы ПЭБ - 35 - 40 лет.
- Перезарядка реакторов осуществляется с периодичностью 2,5 - 3,0 года.
-
ПЭБ разработан с большим запасом прочности, который превышает все возможные угрозы и делает ядерные реакторы неуязвимыми для цунами и других природных катастроф. Кроме того, ядерные процессы на судах отвечают всем требованиям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и не несут угроз окружающей среде.