Контакты пресс-службы

8 (812) 324-93-53 8 (812) 324-95-46 8 (812) 327-71-90 (факс) pr@bz.ru

Новости

«Имандра» – 30 лет в строю

18 февраля 2011
«Имандра» – 30 лет в строю
19 февраля исполняется ровно 30 лет с момента поднятия государственного флага на плавтехбазе «Имандра», построенной на Балтийском заводе. После этого база совершила переход в порт приписки Мурманск, показав отличные мореходные качества.

В связи с применением атомной энергии в отечественном судостроении потребовалось выполнять специфичные, ответственные и сложные операции по обслуживанию атомных энергетических установок, особенно при перезарядке реакторов. Так появился новый тип вспомогательных судов – плавучие технические базы (ПТБ). Они использовались для перезарядки реакторов и технического обслуживания атомных судовых энергетических установок. Также они предназначались для транспортировки отработанного топлива, жидких и твердых радиоактивных отходов и передачи их на переработку или захоронение. Помимо этого, плавтехбазы обеспечивали выдачу на ледоколы чистых и прием радиоактивных жидких, газообразных и твердых сред на трассе Севморпути.

Плавтехбаза «Имандра» проекта 1948 была спроектирована в ЦКБ «Айсберг» и построена на Балтийском заводе.

Наибольшая длина судна составила 130,5 м, ширина – 17,3 м, высота борта – 8,5 м, полное водоизмещение – 10000 т.

Швартовые испытания «Имандры» проходили в два этапа: первоначально – у достроечной набережной завода, затем – по месту приписки на базе обслуживания атомных ледоколов, где хранилось необходимое для испытаний специальное перегрузочное оборудование.

На всех стадиях испытаний и, особенно, при первой перезарядке были подтверждены основные характеристики ПТБ, радиационная и ядерная безопасность при эксплуатации и хранении ядерного топлива.

«Имандра» соответствовала требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря и других нормативных документов.

Что касается внутреннего устройства судна – экипаж размещается в одно-, двух- и, частично, четырехместных каютах, а комсостав – в блок-каютах. Были оборудованы салоны для отдыха, столовая с киноустановкой, сауна. Система кондиционирования воздуха обеспечивала необходимый микроклимат в помещениях, что особенно важно при эксплуатации ПТБ в северных широтах. На время перезарядки в четырехместных каютах судна размещали персонал (39 человек) с береговой базы.

Плавтехбаза «Имандра» позволила снизить простои атомных ледоколов, обеспечила бесперебойную эксплуатацию и тем самым помогла продлить строки навигации по Северному морскому пути.

Значительным фактом является участие ПТБ в выгрузке ядерного топлива из атомной подводной лодки «Курск». Чтобы завести плавтехбазу в эллинг, где уже находился реакторный отсек АПЛ «Курск», пришлось спилить ее самые высокие мачты и леса в эллинге. Неделя ушла на обустройство технологических площадок и временной системы энергоснабжения. После этого на реакторах были подорваны крышки, и началась выемка тепловыделяющих сборок. Они были перегружены на "Имандру" и транспортированы в береговое временное хранилище. Выгрузка топлива из реактора аварийной подводной лодки  производилась не на плаву, а в эллинге впервые в мировой практике. В последний день февраля «Имандра» была выведена из эллинга. Мачты были восстановлены, и судно ушло на свое привычное место стоянки — базу «Атомфлота», для перезарядки атомного ледокола.

Возврат к списку

   

© АО «Балтийский завод»
199106, Санкт-Петербург
Ул. Косая линия, дом 16
Тел. 8 (812) 324-94-35
Факс: 8 (812) 327-71-90
E-mail: zavod@bz.ru
Сайт: www.bz.ru